меню
Быт
народов
Для многих людей, особенно живущих в отапливаемых домах, жизнь северян посреди бескрайней тундры покажется холодной и угрюмой. Но за долгие столетия жители Арктики сумели создать особое переносное жилище, внутри которого тепло зимой и прохладно летом.
Для многих людей, особенно живущих в отапливаемых домах, жизнь северян посреди бескрайней тундры покажется холодной и угрюмой. Но за долгие столетия жители Арктики сумели создать особое переносное жилище, внутри которого тепло зимой и прохладно летом.
Быт
народов
Для многих людей, особенно живущих в отапливаемых домах, жизнь северян посреди бескрайней тундры покажется холодной и угрюмой. Но за долгие столетия жители Арктики сумели создать особое переносное жилище, внутри которого тепло зимой и прохладно летом.
Для многих людей, особенно живущих в отапливаемых домах, жизнь северян посреди бескрайней тундры покажется холодной и угрюмой. Но за долгие столетия жители Арктики сумели создать особое переносное жилище, внутри которого тепло зимой и прохладно летом.
Речь идёт о чуме, с виду напоминающем шатёр в форме конуса
Собирают его только женщины, весь процесс может занимать у них всего лишь час. Такой скорости удаётся достичь не только за счёт техники, но и за счёт небольшого веса шестов и шкур в разобранном виде. Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью.
Устройство традиционного чума довольно простое:
Каркас
основа чума, которую делают из шестов, количество которых может достигать пятидесяти. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме.
Устройство традиционного чума довольно простое:
Нёнси (дверь-вход)
вход обычно находится на южной стороне. Традиционное размещение в чуме следующее: у входа, возле которого хранится имущество семьи, находится кормилец, справа и слева от костра — другие члены семьи, а вот на почётное место за огнём сажают гостей.
Устройство традиционного чума довольно простое:
Покрышка (нюк)
зимнее покрытие чумов. Его делают из оленьей шкуры и укладывают поверх каркаса в два слоя. В старину в летнее время чум покрывали берёстой, а сейчас вместо неё используют брезент или геотекстиль.
Устройство традиционного чума довольно простое:
Очаг внутри
летом разжигают костёр прямо на поверхности земли в центре жилища, а вот зимой предпочитают печку-буржуйку, которую устанавливают на лист из металла. В тёплое время года дым проходит через верхнее отверстие чума, в холодное — по трубе буржуйки. При этом благодаря оленьему меху, которым окружён весь чум, тепло от очага поднимается вдоль стенок жилища, не давая попасть холодному воздуху внутрь. А в летнее время ещё и защищает от назойливых комаров и других насекомых тундры.
Устройство традиционного чума довольно простое:
главный шест, который считается священным. Возле него в древности проводили сакральные ритуалы. Сейчас у этого шеста ставят самое важное, что есть у семьи: обереги, семейные сбережения, амулеты с покровителями народа. В некоторых семьях — даже компьютер.
Симзы
Устройство традиционного чума довольно простое:
летом в чуме в качестве пола могут оставить голую землю либо укладывают поверх ветки лиственницы или мягкую кору дерева. А вот зимой кладут доски и шкуры оленя шерстью внутрь — тем самым в жильё через пол не попадает холод.
Пол внутри
Внутри чума можно заметить множество кухонной утвари
У каждой посуды коренных народов Севера есть своё назначение. Стол сервируют чашками, корытцами, ложками и вилками. Пищу готовят в ступках, ковшах, кастрюлях. Есть даже специальная посуда для собирательства: к примеру, туес для ягод цилиндрической формы. Раньше утварь изготавливали женщины из подручных материалов — древесины или берёсты. Но сейчас жители суровых краёв постепенно переходят на пластмассовую и эмалированную посуду.
Ненки часто помогают мужьям с работой в тундре и разведением оленей, некоторые даже отправляются на охоту вместе. Но большинство основную часть времени заботятся о детях
Несмотря на сложность быта, до сих пор семьи кочующих народов многодетные
С малых лет даже маленькие члены семьи участвуют во взрослых делах, знакомятся с трудной, но увлекательной работой. Дети покидают стойбище на время учебного года, чтобы получить образование. Они живут в школах-интернатах, которые расположены почти в каждом посёлке Ямальского района: Яр-Сале, Новый Порт, Мыс Каменный, Сеяха, Салемал и Панаевск.
Женщина также ведёт быт: готовит пищу, шьёт одежду, занимается рукоделием и народным промыслом
Домашние дела имеют свои особенности. Чтобы постирать вещи, хозяйка просто развешивает их на верёвке возле чума — сильный ветер с осадками справляются с задачей отлично.
самодельный холодильник
Зимой вместо холодильника скоропортящиеся продукты держат в снегу недалеко от чума или прямо на краю жилища, куда не доходит тепло от буржуйки. Летом съестное кладут в мешок и затем погружают в речку или озеро рядом со стойбищем. Консервы, сладости к чаю, крупы и макароны женщина держит за буржуйкой или в ящиках, поскольку тумбочек и шкафов нет.
Визитная карточка северной кухни — строганина. Это тонко нарезанные кусочки сырой рыбы благородных пород или оленины. Публицист Валентин Распутин писал, что «строганина и греет, и сытит, и бодрит». Её едят и в будни, и в праздники, и с соусами, и без. Такой рацион критически важен для коренных народов, в продуктах содержатся необходимые питательные вещества, отсутствие которых может вызвать проблемы со здоровьем.
В рационе ненцев преобладает рыбий жир, бульоны из оленины, варёные мясо и сама рыба
Жительница
села Новый Порт
Елена Худи
Весной жители Арктики закупают хлеб мешками. У всех ненцев этот продукт называется «нянь». С начала июня, когда поднимается сухой ветер, семья высушивает мякиши на свежем воздухе. Затем хлеб упаковывают в специальные нарты и возят с собой. Едят его либо после замачивания, либо в виде сухарей. Из напитков северяне предпочитают отвары, травяные чаи, кисломолочные продукты.
Но есть и специфические традиционные кушанья
Ненцы готовят суп из оленины и муки яъевэй (евэй), уху без картошки.
Представители коренных народов работают в медицине, образовании, культуре и искусстве, юриспруденции, науке, нефтяной и газовой промышленности, на муниципальной и государственной службе, делится доктор исторических наук, член Ассоциации антропологов и этнологов России Елена Пушкарёва.
Жизнь в тундре непростая, множество сложностей связано не только с бытовыми и природными условиями, накладывает свой отпечаток и значительная удалённость проживания коренных народов от Большой земли. Здесь не обойтись без поддержки нефтяных компаний, работа которых организована в тесном соседстве. В Ямальском районе жители новопортовской и мыскаменской тундры могут рассчитывать на поддержку компании «Газпромнефть-Ямал». Так, предприятие организует для них медицинские обследования, а если нужно получить консультацию или лечение за пределами района, обеспечивает авиаперевозки. Кроме того, нефтяники помогают с продовольствием, необходимыми в быту предметами и топливом.
Конечно, не все ненцы выбирают жизнь в тундре